суббота, 9 февраля 2008 г.

О мотивации


Великолепную статью Steve Pavlina «Cultivating burning desire», в которой он описывает восемь шагов сильной мотивации, напечатала в своем посте Раиса Синицына. Рекомендую всем ознакомиться. Я с ним почти на 100% согласен, хотя в некоторых моментах я поступал и поступаю по-другому.

Первый шаг – сожги все мосты. Наверное, это действительно сильный ход, но в нашей российской действительности он чреват. Уволившись и оставшись без средств к существованию, и после этого выжить, могут единицы. Можно перед этими людьми снять шляпу, но нельзя рекомендовать этот метод всем. Да и сильный ли это человек, который выбросил любимую (но вредную) еду из холодильника, потому, что она ведет его к полноте, и, заглядывая очередной раз в этот самый холодильник, он видит только капусту и огурцы, раздвигая которые, он невольно хочет обнаружить кусочек заветной колбасы, и не найдя его, испытывает сильный дискомфорт, или попросту стресс.

Давно известное изречение: - Нет ничего проще, чем бросить курить, я сам это делал сотни раз.
Я тоже делал это неоднократно. Но у меня было правило - в кармане всегда должна лежать пачка сигарет и зажигалка. У меня должно было быть ощущение, что в любую минуту я могу спокойно закурить, если захочу (это и есть спокойствие стрелы, летящей в цель). Но я не закуриваю, потому что, я, по тем или иным причинам, поставил себе цель не курить. На мой взгляд, этот персонаж сильнее того, кто все сигареты выбросил в мусорное ведро, а потом из-за недостаточной самомотивации вынужден стрелять бычки у товарищей. Так мне удавалось бросать курить несколько раз, и, слава богу, последний, самый тяжелый раз, был лет семь назад.
Поэтому нельзя рекомендовать всем одинаковый метод мотивации – «действуй», в смысле «ввязывайся в драку, а там разберешься». Нужен индивидуальный подход к каждому, многие просто не готовы к сильной мотивации, поэтому у них будет внутреннее сопротивление таким методам.
Несколько в другом смысле глагол «действуй» присутствовал в девизе нашей компании на рождественском колледже: «Действуй сейчас! Не останавливайся, и ты добьешься успеха!»

У нас разработаны целые системы самомотивации дистрибьюторов, кто-то писал даже про 101 способ, но большинство из них, при внимательном рассмотрении, укладываются в те восемь, которые перечислены в вышеупомянутой статье.
Но я хотел бы все-таки рассмотреть несколько дополнительных аспектов мотивации.
Во-первых, мощным мотивирующим инструментом является успех и признание окружающих. Если Вас заметили коллеги, Вам это поднимает настроение, если увидел Ваши успехи и похвалил за них спонсор, Вас это окрыляет. Поэтому не забывайте говорить добрые слова тем, кто работает с Вами в одной команде, кто искренне, хотя, может быть, на первом этапе и неумело, пытается следовать за Вами. Мы должны радоваться даже самому небольшому успеху новичков и говорить им об этом – это только начало их пути!

Если на сегодня нет успеха, и дистрибьюторы не ощущают постоянной моральной поддержки от спонсора и других членов команды, у кого-то из них может возникнуть синдром эмоционального выгорания (СЭВ), таким сложным термином окрестили это состояние психологи, в частности, С.И. Капица. К сожалению, зачастую это происходит так же и тогда, когда спонсор переходит на авторитарный стиль управления, используя «повышенные тона», снисходительный или саркастический тембр голоса, и, как следствие, это становится первым этапом потери еще одного потенциального члена команды.

Выделяются три основных признака СЭВ. Первый признак – эмоциональное истощение. Оно определяется, как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных, а иногда и физических ресурсов, которое не проходит и после ночного сна. Не хочется утром перед зеркалом произносить, восхваляющие себя, аффирмации, смотреть и слушать мотивирующие диски, читать книги, из которых ты еще недавно черпал море позитивной энергии.
Вторым признаком является личностная отстраненность от окружающей среды – спонсора, членов команды и т.д. Это часто происходит и с успешными дистрибьюторами, которые не нашли общего языка со спонсором или с кем то из команды, поэтому им не хочется идти в офис, и снова встречаться с неприятными для них людьми.
И, наконец, третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, и, как следствие – падение самооценки.
Из-за этих признаков, а, в особенности из-за третьего, сотни и тысячи начинающих дистрибьюторов ушли из сетевого маркетинга и пополнили ряды противников МЛМ.
Это дань нашим недоработкам в своевременной мотивации людей, которых мы пригласили в бизнес.

Можно долго спорить, и каждый, очевидно, будет прав со своей точки зрения – или каждый человек сам ответственен за свою судьбу, и сам должен мотивировать себя, или все-таки «мы в ответе за тех, кого приручили». На мой взгляд, в момент становления нового дистрибьютора главную роль в положительной мотивации его должен играть все-таки спонсор, пока, как и в природе, птенец не оперится и не начнет летать самостоятельно.

И следующий аспект – мотивация должна быть направлена на положительные действия, а не вопреки и не во вред кому-то. Если "от меня ушел муж и ВСЯ моя бизнес-структура (ОБА МОИХ ДИСТРИБЬЮТОРА!!!), но я продолжаю участвовать в конкурсе!.." – это результат достижения промежуточной цели любой ценой. А оправдана ли эта цена? - ответ приходит наутро, на трезвую голову. Промежуточные цели должны быть очередными ступеньками на пути к главной цели, а не должны разрушать эти самые ступеньки. И вектора промежуточных и конечных целей должны быть близки по направлению.

И еще - очень хорошо, что сегодня, благодаря интернет-технологиям, человек может выбрать спонсора самостоятельно, а не принимать в качестве его первого человека, чаще случайного, который сделал предложение заняться этим бизнесом. Эта возможность позволяет создать команду настоящих единомышленников и способствует более высокому уровню мотивации в команде.

Итак, развивайте в себе сильную мотивацию к достижению своих целей, чтобы Ваш успех был также неотвратим, как восход солнца.

7 комментариев:

Unknown комментирует...

Да, есть такое в нашей жизни.
А ещё, я бы отметил, что надо начинать с выяснения потребности человека. Не надо мотивировать человека вопреки его желаниям, мечтам и устремлениям. Конечно он некоторое время будет под воздействием мотивации, но потом... он поймёт, что это не его. И Вы можете потерять "будущего миллионера".
Поэтому давайте начинать с определения потребностей.

Григорий Студенков комментирует...

Сергей, полностью с тобой согласен!

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, Григорий!

Здравствуйте, Григорий!

По поводу последнего абзаца:

В млм основной поток подписаний должен идти не за счет выбора со стороны кандидата, а за счет активности со стороны дистрибьотора-рекрутёра. Выбор себе наставника - это то, что замедляет развитие млм-бизнеса, его первоидею.

Андрей Садовничий комментирует...

Если говорить о мотивации одного человека другим, то по-моему мнению наиболее действенные два вида мотивации: личный пример и признание. Все остальное - самомотивация.

Unknown комментирует...

Евгений, а кто говорит о выборе кандидатом наставника... Вы не совсем правильно поняли мысль... Это ближе к теме "подобное притягивает подобное". Дмитрий Смакотин говорил о сетивике 2.0... о том, что надо самому стать брендом. Вот и получается реализация этой идеи... Человек находит близкого себе по духу и присоединяется к нему.

Григорий Студенков комментирует...

Евгений, добрый день!
Я с Вами согласен, что поток подписаний должен идти в первую очередь за счет активности со стороны дистрибьютора-рекрутёра, но мне известно много случаев, когда люди уходят, не найдя общего языка со спонсором. А здесь было бы два в одном!

Григорий Студенков комментирует...

Добрый день, Андрей!
Согласен, но в личный пример тогда мы должны включить и обучение и корпоративные встречи и т.п.