
Я не ставил целью этого поста провести анализ религиозных течений в Китае, об этом уже написаны многие увесистые тома, но для того, чтобы были более понятны впечатления от нашей поездки, все же придется окунуться ненадолго в исторический экскурс развития религии в Китае, и помогут нам в этом В. Малявин, Е. Торчинов, священник Дионисий Поздняев и другие источники из интернета.
"Истинная вера" в коммунистическом Китае одна - в светлое будущее и непогрешимость избранного курса. Все остальное - религии, философии, не соответствующие официальной доктрине исторические и мировоззренческие концепции и взгляды, разного рода духовные и психофизические практики - суть неразумные фантазии, которые зачастую оказываются еще и "глубоко враждебными" коммунистической идеологии.
В специальном указе, принятом КПК 1 марта 2005 года, коммунисты наметили крайний срок, по истечении коего верующие члены партии, которых в стране по предварительным подсчетам не менее трети всего состава КПК, обязаны "прекратить верить".
"Истинная вера" в коммунистическом Китае одна - в светлое будущее и непогрешимость избранного курса. Все остальное - религии, философии, не соответствующие официальной доктрине исторические и мировоззренческие концепции и взгляды, разного рода духовные и психофизические практики - суть неразумные фантазии, которые зачастую оказываются еще и "глубоко враждебными" коммунистической идеологии.
В специальном указе, принятом КПК 1 марта 2005 года, коммунисты наметили крайний срок, по истечении коего верующие члены партии, которых в стране по предварительным подсчетам не менее трети всего состава КПК, обязаны "прекратить верить".

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. вначале из Центральной Азии, а позднее из Индии, и к 6 веку, ассимилированный китайскими монахами, буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением, и фактически приобрел статус государственной религии. И затем он распространялся во Вьетнам, Японию и т.д.
Господство буддизма в Китае сохранилось до революции 1949 года. Тогда в стране было более 40 тысяч монастырей и храмов, количество служителей которых приближалось к миллиону.
После прихода к власти коммунистов и захвату Тибета, под контролем режима была создана Китайская ассоциация буддистов, готовых работать "во имя процветания социалистической экономики, помогать правительству осуществлять политику свободы вероисповедания, способствовать обучению молодых священнослужителей, проводить исследования по истории и теологии буддизма, восстановлению знаменитых монастырей..." и т.д.
С началом “культурной революции” в 1966 все буддийские храмы и монастыри в Китае были закрыты, а монахи отправлены на “перевоспитание”. Деятельность Китайской ассоциации буддистов официально возобновилась в 1980, и эта организация существует по сей день, под руководством назначенного коммунистами Панчен-ламы, представляя собой внутреннюю китайскую альтернативу мировому буддизму. В последующие годы были восстановлены крупнейшие буддийские монастыри, открыты Буддийская академия и ряд монастырских школ, готовящих кадры буддийского духовенства. Представители ассоциации регулярно участвуют в работе международных буддийских форумов. Но жители провинции Тибет, где большинство населения составляют уйгуры-мусульмане и буддисты, не признают Панчен-ламу и его ассоциацию. И как мы видим из средств массовой информации, они повсеместно выступают против ее.Подводя итоги нашему экскурсу, можно сказать, что конфуцианство, даосизм и буддизм оказывали и до настоящего времени продолжают оказывать главное влияние на формирование философской и религиозной мысли Китая.

Монастыри занимают огромные площади и помимо главного храма, обычно имеют сзади него два небольших молельных храма, лавки, в которых продаются различные религиозные принадлежности – четки, палочки с благовониями и. п. Тут же находится общежитие для монахов. И, обязательно, огромное здание для совместных богослужений.

При входе в храм тебя встречают огромные фигуры Будды, а по бокам с каждой стороны расположены фигуры святых буддийских монахов. Возле каждого из них имеется подставка, на которую можно опуститься на колени и произнести молитву.

Фотографировать в небольших молельных домах нам запретили категорически, но зато перед входом в них можно поставить палочку с благовониями, зажженную во здравие или за упокой своих близких.
При выходе мы уговорили все же одного монаха сфотографироваться с Мариной, хотя и это запрещено.

Как-то в начале девяностых я случайно познакомился в поезде, следующим в Харбин с китайцем, который оказался настоятелем Свято-Покровского храма в Харбине иереем Григорием, в миру господином Чжу, который как я позже узнал, служил в этом храме до своей смерти в 2000 году, и был последним китайским православным священником. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в этом храме только в 1986 г. В настоящее время это — единственный православный храм на территории КНР, в котором совершаются богослужения. Сейчас численность членов Китайской Автономной Православной Церкви определяется приблизительно в 10 тысяч мирян, не имеющих ни священников, ни епископов. После смерти отца Григория Чжу, власть строго запретила новые рукоположения.
Сейчас имеются православные храмы во внутренней Монголии, в провинции Синьцзян, в Пекине и Шанхае, но большинство из них не освящены и используются по другому назначению.
Во время моих поездок по Китаю меня несколько раз отзывали китайцы в укромный уголок, и, оглядываясь по сторонам, показывали свой простой нательной крестик. Несмотря на суровые гонения – они христиане!
Храни их Господи!
Продолжение следует.
2 комментария:
Очень и нтересно. Признаюсь, никогда не знала о православии в Китае!
Да, Раиса, в Китае была образована даже Китайская Автономная Православная Церковь, но в настоящее время правительством проводятся репрессии в отношении верующих и, в первую очередь, они распространяются на христиан. Менее всего в этом отношении страдают общины, так или иначе связанные с Московской Патриархией. Сами китайские православные считают это обстоятельство обусловленным лишь тем, что их правительство в данное время озабочено извлечением экономических выгод из формально дружеских отношений с Россией.
Отправить комментарий