Город Цзиси (Jixi) центр угольной промышленности на северо-востоке Китая, но почему-то здесь добывают дорогой коксующий уголь, а у нас недалеко через границу – только дешевый бурый. Все как-то получается по моему любимому Высоцкому, который в песне про соседей, спел , что у соседа все прекрасно:
А у меня - сплошные передряги:
То в огороде недород, то скот падет,
То печь чадит от нехорошей тяги,
А то щеку на сторону ведет.
Дорога идет вдоль речки Мулинхэ, которая берет начало на нашей стороне и называется здесь Верхней Уссуркой.
Дорога идет вдоль речки Мулинхэ, которая берет начало на нашей стороне и называется здесь Верхней Уссуркой.
Где-то в семидесятых наш известный журналист Василий Песков вместе, по-моему, со Стрельниковым, путешествуя по Америке, восхищался дорогами и даже нарисовал дорогу в разрезе с показом всех слоев и подробно описал технологию прокладки дорог. Очевидно в Китае взяли за основу этот рисунок и проложили у себя такие же дороги по всей стране.
Кое-где на обочине можно даже разглядеть все эти слои. Но по технологии они пошли дальше американцев, после бетонирования верхнего слоя они поливают его водой и аккуратно укрывают соломенными матами, чтобы бетон обрел необходимую прочность.
Естественно, что после таких затрат - дороги платные.
А у нас от поселка Платоновка и до Турги грунтовка, но местные ребята говорят, что она числится асфальтом, просто денег не хватило, ушли они куда то на сторону. За это в Китае просто расстреливают.
Китайцы также переняли нереализованный у нас лозунг «землю – крестьянам!», и после этого смогли накормить не только свой немалочисленный народ, но и сбрасывают нам кое-какие остатки с их стола.
Вдоль дороги каждый участок земли обработан, нет пустырей, брошенных земель. Где есть вода, там обязательно рисовые чеки, где нет ее – кукуруза, которую Хрущев так и не смог привить нашим землям. И конечно же много овощей. Я однажды ехал по железной дороге на такой высоте в горах, что полноводная река оттуда казалась тоненькой синей жилкой. Даже там каждый мало-мальски пригодный участок был обработан, и крохотные лоскутки таких участков терассами спускались к дороге.
Если еще в начале девяностых на полях в качестве рабсилы повсеместно использовались волы, то сейчас я не увидел ни одного, везде минитрактора собственного производства.
Изменились и деревни, которые по разрухе раньше напоминали наши. Сейчас дома построены из кирпича, крыши – черепичные, если есть возможность рядом небольшой приусадебный участок.
На фото типовой дом китайского крестьянина.
Когда то в наших селах тоже строили типовые дома на одного или двух хозяев, строили обычно из дерева, но вот уже более двадцати лет такого строительства не ведется. Но закон сохранения энергии работает, и если у нас перестали строиться дома, то эта энергия перекочевала через границу и преобразила китайскую деревню.
В обязательном порядке у домов и вдоль дорог посажены деревья. К деревьям у китайцев особое отношение. Уже подъезжая к Цзиси, мы увидели у дороги длинную рощу больших деревьев. На каждом дереве была прикреплена табличка с именем человека, который посадил это дерево, ухаживает за ним и отвечает за него. И чтобы получить разрешение на посадку своего дерева нужно выстоять долгую очередь и заплатить за это приличные деньги.
А вот в таких башнях хранится рис, главная еда Китая.
Город Цзиси встретил нас буддийским храмом, но об этом отдельный пост. Город огромный, около двух миллионов жителей, современный и красивый. Мы не увидели в нем ничего, что напоминало бы о шахтах по добыче угля и графита.
Российские туристы незаслуженно практически ничего не знают об этом городе. Он спокойно составит конкуренцию городу Харбину, и учитывая свое месторасположение (на полтысячи километров ближе к нашей границе), может стать большим центром приграничного туризма и торговли. Но для этого необходимы прямые рейсы из Приморья, и уже сейчас есть договоренность между нашими странами о прямых рейсах Уссурийск- Цзиси. Вот-вот они начнут работать, а пока туристы добираются до него, как и мы, на специально снятых автобусах.
Российские туристы незаслуженно практически ничего не знают об этом городе. Он спокойно составит конкуренцию городу Харбину, и учитывая свое месторасположение (на полтысячи километров ближе к нашей границе), может стать большим центром приграничного туризма и торговли. Но для этого необходимы прямые рейсы из Приморья, и уже сейчас есть договоренность между нашими странами о прямых рейсах Уссурийск- Цзиси. Вот-вот они начнут работать, а пока туристы добираются до него, как и мы, на специально снятых автобусах.
В Цзиси для удовлетворения запросов туристов, и, наверное, жителей города, есть зоопарк (при нашем посещении города он был закрыт), парк «культуры и отдыха», в котором действовал аквапарк со всеми привычными для нас аттракционами, ну, и естественно, безграничный шопинг.
В Цзиси жители практически не говорят по-русски, поэтому по приходу автобуса нас ждало несколько китайцев, которые говорили по-русски, и которые предложили нам услуги проводников. Действительно, без них мы бы никогда не вернулись к своему автобусу, который был искусно запрятан среди многочисленных переулков.
Нашим проводником стала молодая женщина Лена. Все китайцы, которые имеют отношения с русскими туристами, имеют русские имена. Мне тоже приходилось неоднократно присваивать русские имена китайцам (так сказать, крестить), которые еще не русифицировались.
Лена добросовестно провела нас по торговым точкам и местным достопримечательностям, за что мы должны были отблагодарить ее всего лишь сотней рублей.
Шопинг здесь, конечно, круче чем в Мишане, но и цены гораздо выше. Везде все очень чисто и красиво, и без всяких претензий, если ты не взял товар, который примерял, и по которому торговался. Но наши рубли не знают, и если по настоянию переводчика берут их, то изучают долго, просматривают на свет, спрашивают курс и т.п.
На обратном пути один из четырех китайцев, очевидно, после принятия энного количества на грудь, вдруг проявил недюжинные знания русского матерного языка.
- Хороль х ….во!- восклицал он.
- ГАИ, - и тут он показывал знакомый нам до боли жест гаишника машущего полосатой палкой, - деньги давай! И так несколько раз.
А мы вернулись в Мишань, и не один китайский гаишник, не махнул нам палкой, просто незачем было махать то.
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий