пятница, 5 декабря 2008 г.

Эстафета от Ильдара


Я благодарен Ольге Свешниковой за то, что она передала мне «литературную» эстафету.
Вначале я подумал, что Ильдар опять пытается позиционировать себя в нашем МЛМ-обществе быстрыми комментариями и несложными эстафетами. И, действительно, ведь время летит так стремительно, что за день успеваешь, в лучшем случае, прочесть google.reader и еще чего-нибудь по мелочам – статью в «комсомолке» или что- то по МЛМ, к чему эта эстафета? А потом понял - ведь через наши откровения вскрывается огромный пласт русской культуры, который в настоящее время обмельчал и обнищал духовно.
В России всегда много читали. Раньше. Когда не было телевидения, и во многих домах не было радио, именно чтение книг уводило нас в другие заманчивые миры, заставляло мечтать и выковывало характер юных мальчишеских душ.

Я много читал с тех пор как научился читать, хотя условия для этого были далеко не самыми комфортными. Чаще всего для освещения вечером служила свечка или даже лампада на растительном масле. Джек Лондон, Марк Твен и Жюль Верн проглатывались полными собраниями сочинений. Тогда в русской школе г. Кульджа (Китай) была неплохая библиотека, которая и подарила мне первую радость чтения. Потом в г. Урумчи появились в магазинах русские книги, порой даже, полные собрания сочинений.

Иногда, готовясь к урокам, я что-то читал вслух, и тогда моя сестра Анастасия, с которой мы учились в одном классе, говорила: «Читай про себя»! На что я неизменно отвечал: «Про меня здесь пока ничего не написано».

Когда закончились боевые действия и отец иногда бывал по вечерам дома, меня просили почитать вслух для всех. Мама вязала, отец просто сидел и слушал, младшие сестренки потихоньку возились с тряпичными куклами, не мешая процессу. А я, запинаясь на незнакомых словах, читал «Тихий Дон», «Даурию», «Угрюм-реку» и другие книги российских авторов. Когда в книге начинались острые сюжеты, которые, по мнению родителей, мне, десятилетнему пацану, было еще рано знать, меня отправляли гулять, но затем через 10-15 минут звали обратно. Эта была неповторимая атмосфера, которую с тех пор я не наблюдал нигде.

Однажды придя в книжный магазин, я увидел, что на газетной фотографии политбюро ВКПб, которая висела на входной двери, выколоты глаза на одном портрете. Продавец, уйгур, мне долго что-то объяснял, повторяя многократно слово Берия, а я не мог понять, в чем дело. Для меня были почти созвучными слова Берлин, где наши одержали великую победу и Берия. Что происходит на моей родине, почему? Появилась в душе какая-то заноза.

В тот день я купил книгу «Овод» Э. Войнича. Эта книга перевернула все мои представления о жизни, долге, чести. Я много раз перечитывал ее, каждый раз надеясь, что, может быть, произойдет чудо, и он останется жить. Но чуда не происходило.
Очевидно, эта книга была основой того, что мы, еще не повзрослев, записывались добровольцами в Алжир.

К сожалению, книги, предлагаемые школьной программой, мне, как и многим другим, казались скучными, но сейчас я понимаю, что был просто неправильный подход к преподаванию литературы, насильно вряд ли можно пробудить интерес. Пришлось с чем то из школьной программы знакомиться подробнее в более поздние годы.

Отдельная статья – поэзия.
В декабрьскую стужу наш эшелон, битком набитый новобранцами, как селедкой в бочке прибыл на станцию Зима. Я, одетый легко по ташкентски, бежал по переулкам поселка в надежде увидеть хотя бы дом, в котором жил, сосланный за откровенное интервью французскому журналу, Евгений Евтушенко. Узнал об этом я из его стихотворения «Опять на станции Зима». В ту пору могучая тройка – Евтушенко, Рождественский и Вознесенский безраздельно властвовали над душами молодых. Стояла хрущевская оттепель, и, благодаря ей, время от времени удавалось глотнуть свежий воздух свободы. До нужного дома не добежал, эшелон отходил.


Если Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Маяковский, и поэты военной поры – Симонов, Доризо, Асадов и др. были всем доступны, то собрание сочинений Есенина я смог заполучить уже во Владивостоке после срочной службы, отстояв огромную очередь в «Серой лошади».

Я был немного дружен с некоторыми современными поэтами, иногда мы легонько тусовались – читали стихи и пили вино, рассказывали анекдоты и смешные истории. Как-то поэт В. Коротаев, будучи во Владивостоке, рассказал, как он вместе с Николаем Рубцовым ходил по рынку (тогда их называли «базарами») Барнаула. А Рубцова многие считали в то время современным Есениным. Рубцов был не очень видной внешности, но любил всех разыгрывать. И вот он пристал к продавщице куриных яиц, - почему же яйца такие мелкие, и, отойдя от прилавка, буквально через мгновение срифмовал ее ответ:
«Она ответила не глядя:
- Зато крупнее Ваших, дядя!»


Срочная служба, учеба в вечернем институте надолго отвлекли меня от чтения художественной литературы, в основном читалась только специальная, но «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына я прочитал в течение одного дня в городской библиотеке, когда во многих городах уже был запрет на эту книгу.


Однажды, во Владивосток прибыл с лекциями профессор В. Терещенко, который до этого много лет жил в США и Европе. Я не пропустил ни одной его лекции, а затем смог приобрести его известную книгу «Курс для высшего управленческого персонала». К сожалению, эта книга потихоньку от меня ушла, но до сих пор я считаю, что она была одной из первой в стране книг, которая будила человека, звала его найти и воспитать в себе качества, приносящие успех, сейчас бы сказали проще: «она снесла наши крыши!»


К сожалению, глядя на молодежь, в т.ч. и на своих детей, должен сказать, что та неуемная тяга к чтению, которая не давала нам бесцельно сидеть или лежать на диване перед телевизором, исчезла, и может быть навсегда. Наступили новые времена, новые способы подачи информации, но не один из них еще пока не добился той глубины сопереживания, той работы души, которые происходят при чтении книги.


Сейчас, как я уже отмечал, и у меня времени для чтения художественной литературы остается немного, люблю перечитывать Ильфа и Петрова, Шукшина, Высоцкого и др., но в основном, читается специальная литература. Недавно прочел на первый раз книгу Яро Старака «Прибыльный блог», впечатлила, нужно использовать её основы в своей деятельности.


Кому же передать эту эстафету? К сожалению, автор эстафеты не ведет учета, охваченных блоггеров. Кто еще не охвачен из молодых, расскажите ваше видение этого интересного вопроса.


А для всех МЛМ-щиков я приготовил маленький сюрприз по спецлитературе, о котором расскажу в следующем посте.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Григорий, эстафета оказалась несложной? Может быть. Однако очень много новичков в конкурсе. Передайте им эстафету :-)

Григорий Студенков комментирует...

Ильдар, мне показалось, что Вы обиделись на меня. Если это так, то совершенно зря. Я пытался показать, что в такой простой постановке вопроса о конкурсе, поднимаются такие могучие пласты нашей культуры, нашего восприятия Родины, воспитания самого себя и т.д. и т.п.
А эстафету передаю
Зубовой Юлии
Абрамову Денису
Алексеевой Людмиле